Что нельзя употреблять в пищу мусульманам. Креветка харам или халяль


Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль |

Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?

Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка[2].

Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно.

Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.

В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.

[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790–2792; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153–156.

[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.

[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

umma.ru

Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

 

Что такое мертвечина?

 

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

 

Можно ли есть морепродукты?

 

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

 

Запрещённые в исламе ингредиенты

 

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах. 

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

 

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

islam.global

Крабовый салат: халяль или харам?

Вопрос: Можно ли есть салат из крабовых палочек? Вообще, можно ли есть краба?

Ответ: Всевышний Аллах сделал дозволенным для своих рабов употребление в еду всех морепродуктов, даже если животные, обитающие в воде, подобны некоторым сухопутным животным, которые категорически запрещены. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

قُلْ لَا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَىٰ طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنْزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ ۚ

(смысл): «Скажи (о, Мухаммад): "В том, что Аллах ниспосылал мне, я не нахожу запретным для человека то, чем он питается, если только это не будет мертвечина [животное, которое умерло, не будучи зарезанным], или вытекшая (из животного) кровь, или мясо свиньи, поистине это (свинья) скверна и нечистота, или если это заклание было непокорностью Аллаху, (когда животное) было заколото ради кого-то кроме Аллаха"». (сура Аль-Ан’ам)

Дозволяется употреблять в пищу животных из числа обитателей моря, даже если они не были заколоты согласно Шариату, более того, нежелательно закалывать их. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ميتته الحل ماؤه الطهور هو

«Вода моря чистая, а то, что водится в нем и умрет, дозволено для употребления в пищу». (Абу Дауд 83, Тирмизи 69, Ан-Насаи 59, Ибн Маджах 3246)

По мазхабу Имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в воде и не могут жить долгое время на суше, дозволены к употреблению. Следовательно, тех животных, которые обитают на земле и в воде, нельзя употреблять в пищу. К этой категории как раз относится и краб, поэтому крабов есть нельзя, соответственно, и крабовый салат является недозволенной едой.

Однако некоторые утверждают, что продукт «крабовые палочки» изготавливается не из самих крабов, а из рыбы. Если это так, то любой рыбный продукт можно употребить в еду, если в его составе отсутствует другой запрещенный ингредиент.

Что касается состава конкретного продукта «крабовые палочки», то, по словам специалистов, для многих них далеко не секрет, что данный продукт не содержит мяса крабов. В его состав входит рыбный фарш – сурими. В дословном переводе с японского языка «сурими» означает «мелко нарубленное мясо» определенных сортов рыбы. Как правило, для сурими используют мясо минтая, иваси, а также скумбрии и сельди. При изготовлении «крабового мяса» для имитации цвета натурального краба его покрывают слоем подкрашенного теста, в состав которого входит кармин. Он известен как пищевая добавка Е 120. Кармин получают из тела самок кошенили – насекомых кактусовой ложнощитовки – Dactylopioscoccus или ее яиц.

Для изготовления красителя Е120 самок собирают перед тем, как они отложат яйца, именно в это время их окрас становится красным. Оболочки насекомых очищают от внутренностей, сушат и толкут. Затем данная масса обрабатывается раствором аммиака или карбоната натрия.

Кармин является недозволенным по причине того, что его получают из насекомых, которые не дозволены для употребления в еду. Кроме того, у некоторых людей кармин может вызвать аллергическую реакцию.

Добавка Е120 применяется в рыбо- и мясоперерабатывающем производстве, молочной и кондитерской промышленности, для изготовления различных напитков. Он используется в изготовлении колбас, соусов, кетчупов, глазури, соков, йогуртов, желе и многих других продуктов.

Поэтому нужно внимательно изучить состав продукта (как правило, он указывается на упаковке), прежде чем принимать решение о его употреблении в пищу.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!​

Смотрите также:

Самая лучшая еда в мире

Какая еда самая хорошая?

Адабы принятия пищи

Вы знаете, как Пророк ﷺ принимал пищу?

Мясо каких животных можно употреблять в пищу?

Женщина не просто готовит пищу, она строит будущее семьи

islamdag.ru

Разрешенные виды морских продуктов [913] | ФАТВЫ

Разрешенные виды морских продуктовАсСалааму Алейкум уа рахмат Аллаахи уа баракатуху

Перевод Охти Марьям ( Джазааки Ллаху хайран)

1919Существуют ли какие-либо морские продукты, которые мусульманам не разрешено есть?

--------------------------------------------------------------------------------

Пожалуйста,простите меня за моё невежество в этом вопросе. Я очень интересуюсьизучением путей Ислама. Мой вопрос касается правил диеты. Какие видырыбы и морских продуктов являются разрешёнными?

Спасибо за вашу помощь.

Хвала Аллаху.

Среди благословений, которыми Аллах наградил нас – тот факт, что Онсделал нашу религию лёгкой для нас, и не сделал её слишком трудной илиневыносимой. Он позволил нам много вещей, которые запрещались согласноранее сниспосланным законам. Аллах говорит (интерпретация значения):“…Аллах желает вам облегчения, а не затруднения …” [Корова\al-Baqarah3:185].

Следовательно, все виды пищи из моря допустимы, являются ли онирастениями или животными, живыми или мёртвыми. Аллах говорит(интерпретация значения): “Дозволена вам охота в море и питание ею впользование вам и путникам…” Трапеза\al-Maa’idah 5:96]. Ибн ‘Аббаассказал: “ Sayduhu (дословно 'охота', 'преследование') относится к тому,что получено\добыто от этого живым, и ta’aamuhu (дословно 'еда отэтого'), означает то, что добыто мёртвым.”

Есть несколько созданий – определённые типы водных животных –которых некоторые учёные исключают из приведённого выше разрешения.Это:

Крокодилы. Правильное мнение - то, что есть их не позволяется,потому что у них клыки, и они живут на земле – даже при том, что онимогут проводить много времени в воде – так что приоритет нужно отдатьпричине его запрета (это – наземное животное, имеющее клыки).

Лягушки. Их не разрешается есть, потому что Пророк (Салл Аллаху'Алейхи уа Саллам) запретил их убийство, как сообщается в хадисе ‘Абдал-Рахмана ибн ‘Усмаана, который сказал, что Посланник Аллаха (СаллАллаху 'Алейхи уа Саллам), запретил убийство лягушек. (РассказаноИмамом Ахмадом и Ибн Маджахом; см. также Saheeh al-Jaami, 6970).Правилом является, что всё то, что нам запрещается убивать, нам неразрешается есть; если нам разрешено есть это, нам разрешено убиватьэто.

Некоторые учёные исключают морских змей, но правильное суждение -то, что, поскольку они не живут нигде, кроме как в воде, нам разрешеноих есть из-за общего характера аайи (интерпретация значения):“Дозволена вам охота в море и питание ею в пользование вам …”Трапеза\al-Maa’idah 5:96].

Выдры и черепахи. Правильным мнением является, что, длябезопасности, допустимо их есть после забоя должным образом, потому чтоони живут и на земле и в море. Здесь правило таково, что в случаеживотных, которые живут и на земле и в море, приоритет долженотдаваться правилам касательно наземных животных, для верности, поэтомуони должны быть зарезаны должным образом, за исключением крабов,которых не нужно зарезать, даже при том, что они живут и на земле и вморе, потому что у них нет крови.

Всё, что может вызвать вред, запрещается как пища, даже если этодобывается из моря, потому что Аллах говорит (интерпретация значения):“… И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд!”[Женщины\al-Nisa ’ 4:29] и: “… и не ввергайте себя собственными рукамив гибель …” [Корова\al-Baqarah 2:195].

(См. Аль Фавзаана: al-Mughni, 11/83; Haashiyah al-Rawd, 7/430; Tafseer Ibn Katheer, 3/197; and Ahkaam al-At’imah).

И Аллах знает лучше.

Морская Пища в Четырёх МаДаахиб [маз.хабах]

Муфтий Ибрахим Десай

таХриим - запрещающее

Вопрос: Я хотел бы спросить, являются ли устрица или экстракт устрицы, креветка, омар и акула халал, харам, макрух, или макрух-и-таХрими согласно всем четырём маз.хабам.

Пожалуйста, не могли бы Вы уточнить мнение каждого из четырёх Имамов относительно каждого из морских пищевых продуктов.

Ответ: Согласно учёным Ханбалий и учёным Шафи'и все живые существа, которые живут в море - халаал, будь они в форме рыбы или нет. (Фик.х алал Маз'аахиб аль-Арбаа). На основании этого устрица, экстракт устрицы, креветка, омар и акула - все халаал и разрешены.

Согласно учёным Малики, каждое живое существо моря - халаал, кроме угря (Там же). Следовательно устрица, экстракт устрицы, креветка, омар и акула - халаал и позволительны.

Согласно учёным Ханафи, единственные живые существа моря, которыеразрешены - те, которые в форме рыбы за исключением миксины и угря (Тамже). (эти 2, даже при том, что они не в форме рыбы, допустимы дляупотребления).

Следовательно, согласно учёным Ханафи, не будет позволительно естьустрицу, экстракт устрицы, креветку и омаров. Будет позволительносъедать акулу, поскольку она - в форме рыбы.

И Аллаах Та'ааля Знает Лучше.

(перевод сестры марйам)______________________________

Обсуждение этой темы можно посмотреть тут 4 мазхаба - об акуле

www.muslimka.ru


Смотрите также